Операции на стопе

Переломы костей стопы.

Абсолютные признаки перелома костей стопы:а) деформация стопы, б) патологическая подвижность, в) крепитация, или специфический хруст при движениях.

Относительные признаки перелома костей стопы: а) боль, б) нарушение функции, в) отек и гематома в области поражения.

На рисунке представлен перелом пяточной кости со смещением отломков:

Консервативное лечение используется при стабильных переломах, при переломах без смещения отломков, при общих и местных противопоказаниях к оперативному лечению: а) хронически или острые заболевания кожи, б) переферические нарушения кровоснабжения, в) нежелание пациента лечиться оперативно и тд.
При консервативном лечении обычно применяют гипсовую иммобилизацию сроком на 1,0 - 1,5 месяца. Но в случае наличия смещения отломков, которые не могут быть репонированы закрыто, единственным адекватным решением является оперативное вмешательство.

Вальгусная деформация первого пальца стопы или косточка на ноге.

Вальгусная деформация 1-го пальца стопы или Халлюкс Вальгус - это часто встречаемое заболевание, при котором большой палец стопы уходит в наружную сторону. Заболевание сопровождается бурситом в области первого плюсне-фалангового сустава, последующим нарастанием деформации и как результат, сильной болезненностью в этой анатомической зоне. Посему косточка, которая вырастает в области первого плюсне-фалангового сустава не является самостоятельным заболеванием, а лишь симптомом.

Причины заболевания:

1. Ношение обуви на высоком каблуке;
  2. Генетическая предрасположенность;
  3. Частые травмы, микротравмы в области переднего отдела стопы.

Основные симптомы заболевания:

1. Боль, повышенная температура, деформация в области деформации;
  2. Наличие стойкой деформации в области первого плюсне-фалангового сустава;
  3. Отклонение большого пальца наружу;

Лечение:

Лечения вальгусной деформации стопы может быть как консервативным, так и оперативным. В первом случае применяется медикаментозная терапия, стельки корректоры, межпальцевые перегородки. Все вышеназванные методы лечения актуальны только на начальных этапах заболевания. Но если деформация носит выраженный характер и существует не первый год, тогда необходимо выполнение оперативного вмешательства, при котором удаляется косточка и полностью устраняется имеющаяся деформация в области первого плюсне-фалангового сустава.

Стопа после проведения оперативноuо лечения - шевронная остеотомия, фиксация винтом (схематично):

Пяточная шпора

Вторым по распространённости заболеванием в области стопы является воспаление в месте прикрепления пяточной фасции к пяточной кости, которое при отсутствии своевременного лечения приводит к возникновению оссификата в этой области, который и называется пяточной шпорой.

В нашей клинике мы проводим консервативное лечение этого заболевания – применение нестероидных противовоспалительных препаратов, блокада в область воспаления, физиотерапия, использование гелевых вкладышей. В научной литературе описаны вариации оперативного лечения этого заболевания, но высокий процент рецидивов (около 45 процентов)  не позволяет гарантировать положительный результат после операции. Исходя из нашего опыта, с уверенностью могу сказать, что консервативное лечение пяточной шпоры в подавляющем проценте случаев приводит к исчезновению болевого синдрома и возвращению комфортности передвижения.

Деформация Хаглунда

Остеофит или так называемая деформация Хаглунда(по имени доктора, впервые описавшего это заболевание) появляется несколько выше места прикрепления ахиллова сухожилия к пяточной кости.

Причины заболевания:

1. Травмы, микротравмы ахиллового сухожилья, приводящие рубцовому перерождению сухожилья и как результат, снижают его эластичность, что приводит к повышенному давлению на место прикрепления ахилла;
  2. Плосковальгусная деформация стопы.

Симптомы заболевания:

1. Деформация в виде шишки в области пяточной кости;
  2. Боль в области деформации;

ЛЕЧЕНИЕ ДЕФОРМАЦИИ ХАГЛУНДА

Лечение деформации Хаглунда можно разделить на консервативное и хирургическое. В подавляющем большинстве случаев, лечение начинается с консервативных методик. Операция обычно выполняется, когда консервативное лечение безрезультатно и остается болевой синдром.

КОНСЕРВАТИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ:

1. Местное использование противовоспалительных обезболивающих препаратов в виде мазей, таблеток или иньекций

2. Фиотерапевтические методы: магнитотерапия, ультразвук, лазеротерапия, ударно-волновая терапия (УВТ)

3.Ношение ортеза голеностопного сустава, ограничивающего движения.

Крайне не рекомендуется выполнять блокаду гормональными препаратами в зону воспаления, так как в этом случае риск разрыва сухожилия увеличивается в разы.

ХИРУРГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ

При неэффективности консервативных методов лечения деформации Хаглунда, выполняют оперативное лечение.  Цель – полное удаление костного экзостоза. В результате причина заболевания устраняется полностью.

В клинике, где я работаю, есть все необходимое для диагностики, лечения и реабилитации пациентов при заболеваниях стопы. При поступлении в обязательном порядке производится осмотр и рентгенография пораженного участка. На этапе передоперационного планирования решается вопрос о характере лечения пациента. После операции начинается период послеоперационной реабилитации. В среднем, пациенты находятся в стационаре от двух до пяти дней.

ПОМНИТЕ, что своевременное обращение к врачу за медицинской помощью есть необходимым условием для раннего и полноценного выздоровления!